К основному контенту

Санта-Барбара по-испански: кого выбирают в местный парламент?



Уже завтра состоятся выборы в испанский парламент. Вторые за этот год. В каталонской юмористической передаче Polonia уже сняли скетч на эту тему, показав будущие «музеи воскресений без выборов». 

В это воскресенье люди вынуждены снова идти к избирательным урнам по причине того, что PSOE, партия, которая набрала наибольшее количество голосов в апреле, не имея единоличного большинства, не смогла найти партнеров для создания правящей коалиции. Наиболее явным исходом тогда было создание союза «прогресисткого большинства», с участием левоцентристского PSOE и левого Unidas Podemos, но партии не смогли договориться.


Нет коалиции - нет парламента, способного полноценно исполнять свои функции -  это в итоге и привело испанцев на порог новых выборов. Теперь будет предпринята новая попытка. В этой статье мы рассмотрим что из себя представляет испанский парламент, какие основные политические силы примут участие в этих выборах и какие форматы коалиций, имеют наибольшие шансы быть материализованными по их результатам.

Куда выбирают?

Испанский парламент - двухпалатный, то есть состоит из верхней (Сенат) и нижней палаты (Конгресс депутатов). Раз в четыре года граждане Испании имеют возможность обновить состав 266-ти сенаторов и 350-ти депутатов. Наибольшее значение и власть, по традиции, имеет нижняя палата - именно от Конгресса депутатов в первую очередь зависит принятие законов и поправок, назначение премьера-министра, а также общеполитический курс государства. Выборы в Сенат и Конгресс депутатов проходят одновременно. 

Для создания правящей коалиции в Конгрессе депутатов потребуется наличие 176 мандатов. Победившая партия может править единолично, если по результатам выборов самостоятельно имеет в своих рядах данное или большее их количество. 

Кого выбирают? (общеиспанские партии)

Правящая партия без правящей коалиции, PSOE (Испанская социалистическая рабочая партия), надеется получить шанс попробовать создать её снова. Вопрос один: с кем? Если лидирующие позиции социалистов вероятнее всего не пошатнутся (по прогнозам социологов PSOE может рассчитывать на 119-123 места в новом парламенте), то в поиске политических партнеров они продолжают терпеть неудачи. 

О союзе с правыми силами формально никто и не говорил, а наиболее вероятная коалиция с Unidas Podemos не состоялась по причине того, что между этими партиям все же нашлись фундаментальные различия. Изначально социалистическое, позже социал-демократическое PSOE уже давно кренит к центру, и многие левые, в том числе Unidas Podemos, часто критикуют их за сдержанность в социальных реформах, лоббирование интересов большого бизнеса и вынашивании тайных планов о «удобной коалиции с правыми силами».


Но политсила действующего премьер-министра Педро Санчеса это не только «отказ от традиций социализма», партия продолжает быть удобным выбором для тех, кому близок умеренный левый дискурс, ограничивающийся антифранкизмом, феминизмом, борьбой за права ЛГБТ и защитой окружающей среды.

Что касается их короткого периода правления с апреля по ноябрь, то тут социалисты прежде всего запомнились долгожданным перезахоронением останков каудильо Франсиско Франко (диктатора из мавзолея в Долине павших «переселили» на обычное кладбище), но что касается остальных задач, то их решению они предпочли тактику «как бы чего не вышло» - лелея рейтинги, они заблаговременно перешли в режим подготовки к новым выборам. Если PSOE удастся удержать позицию правящей партии и создать коалицию, им уже не отвертеться от полноценного решения каталонского кризиса, вопроса нелегальной миграции, а также других задач, отложенных в долгий ящик. 

Консервативная PP (Народная партия), некогда гегемон испанской политической сцены, пытается воспрянуть духом после апрельской неудачи и хотя бы приблизится к своим прошлым результатам. Ключевыми факторами того падения были коррупционные скандалы, связанные с представителями этой политсилы, а также возросшая популярность нового, еще более правого проекта, в лице Vox. Cейчас же в Partido Popular, кажется, переждали бурю, обновили состав, и готовы снова противостоять PSOE в борьбе за власть. На данный момент, ведомая молодым лидером в лице Пабло Касадо, партия пытается укрепиться в статусе главного защитника Испании от сепаратизма и PSOE. Что касается грядущих выборов, то со статусом правящей партии пока, пожалуй, придется повременить, а вот уверенное второе место кажется почти решенным исходом. Последние данные социологов пророчат им от 84 до 87 мест в парламенте нового созыва.

Наиболее левая среди общеиспанских партий, Unidas Podemos (Вместе мы можем), была обескровлена появлением Más Pais (см. ниже), но в целом это не должно как-то сказаться на ее итоговом результате. Последние данные соцопросов предрекают «фиолетовым» от 34 до 41 места в парламенте. Главный козырь этого политического блока кроется в его эрудированном лидере, Пабло Иглесиасе, но в партии есть и другие видные политики, такие как, например, действующая градоначальница Барселоны Ада Колау. 

«Подемосам» присущи не только традиционные левые мировозренческие концепции, такие как защита окружающей среды или феминизм, но и левый подход к экономике - вдохновленные примером скандинавской модели социализма, они выступают за прогрессивное налогообложение, бесплатную систему здравоохранения, отмену взносов в университетах, национализацию энергетики и другие реформы необходимые для создания «государства всеобщего благосостояния». Правые критикуют их, называя коммунистами, а PSOE - популистами.

От наиболее левой к наиболее правой. Vox, что с латыни переводится как «голос», является относительно новой силой на испанской политической сцене. Она была создана в 2013 году отколовшейся от PP группой политиков, для которых правящая в тот момент партия перестала отвечать их крайне консервативному видению мира, но основную свою популярность она сыскала в последние полтора года. 

Возросшим рейтингам партия обязана двум кризисам - каталонскому и миграционному, благодаря которым им удалось консолидировать фобии многих испанцев по отношению к этим двум явлениям. И стоит заметить, что они продолжают делать это более, чем успешно - по сравнению, например, с результатом в своей первой избирательной компании (чуть более 58 тысяч голосов) или даже с последним (более двух с половиной миллионов голосов и 24 места в парламенте), в этот раз Vox идет на уверенное преодоление отметки в три, а то и в четыре, миллиона избирателей, что даст по разным опросам от 49 до 53 мест в парламенте. Vox увеличивается в основном за счет успешного переманивания на свою сторону крайне реакционного и евроскептического электората других правых партий.


Кроме того, Vox является единственной партией в испанском парламенте, открыто декларирующей свою неприязнь к Евросоюзу.

Правоцентристская Ciudadanos (Граждане), переживает не лучшие времена. По последним данным соцопросов она оформит свое сокрушительное падение с действующих 57 мест до потенциальных 13-17 по результатам грядущих выборов. Такой регресс возможен, от части потому, что их традиционный центристский и право-центристский электорат, в последнее время изрядно «поправел» (во многом из-за событий в Каталонии). 

Однако партия все еще может сыграть ключевую роль в создании правящей коалиции. Это может быть как правая коалиция с PP и Vox, так и весьма экзотическое на первый взгляд совместное большинство с PSOE, если те и дальше предпочтут избегать политические силы налево от себя. 


Из отличительных черт кампании «граждан» - проевропеизм и повсеместное использование символов Евросоюза в своей кампании.

Más Pais (Приумножая страну) - самая молодая и маленькая партия в этом списке (создана в сентябре этого года), тоже может оказаться весьма полезной по результатам ноябрьских выборов. 

Она является результатом политического раскола между PSOE и Unidas Podemos - после того, как эти две партии не смогли достичь консенсуса при создании правящей коалиции, Иньиго Эррехон и ряд его сторонников решили покинуть Unidas Podemos с целью облегчить создание левой коалиции по результатам будущих выборов. 


Ожидается, что «эррехоновцы» будут лояльнее по отношении к PSOE, а PSOE к ним, что должно увеличить шанс на появления коалиции «прогресистского большинства». По-видимому, сильно увеличить этот шанс вряд ли получится - данные соцопросов пророчат им от двух до четырех мест в парламенте.

«Партия сторонников независимости» и регионалисты

Испания - многонациональная страна и в ней есть ряд регионов, на которые не распространяется ее монополию на национальное самосознание. В таких регионах формируются партии, отстаивающие их культурную, экономическую и политическую независимость и партии регионалистского толка, которые являются скорее умеренными сторонниками независимости своих регионов или же вообще привыкли защищать их национальные интересы сугубо в рамках «испанского проекта». 

Партии сторонников независимости и регионалисты никогда не смогут претендовать на единоличное большинство в испанском парламенте (даже если создадут объединенной блок), но зато всегда могут сыграть важную роль в формировании правящей коалиции. 

Наиболее ярким примером такого региона является Каталония, в которой, по результатам одного недавнего опроса, более двух миллионов человек не считают себя испанцами и готовы без зазрения совести покинуть Испанию. Три основные националистические партии Каталонии имеют правящую коалицию в местном парламенте и на общеиспанские выборы идут с целью побороться за достаточно большое количество мест. По данным последних соцопросов, право-центристская Junts per Catalunya (Вместе за Каталонию) может претендовать на 5-6 мест в испанском парламенте, левая ERC (Республиканские левые Каталонии) поборется за внушительные 14-15 мест, а потолком для еще более левой CUP («Кандидатура народного единства») являются 4-5 мест в Мадриде.

В Стране Басков, еще одном традиционно националистическом регионе, либерально-консервативная PNV («Баскская националистическая партия») по последним данным социологов может рассчитывать на получение шести мест в парламенте, а левые националисты из EH Bildu («Объединенная Страна басков») - на четыре места. 

В соседней Кантабрии левоцентристская партия PRC («Регионалистская партия Кантабрии») попробуют повторить апрельский успех, сохранив один мандат в Мадриде, а другие регионалисты из Наварры, правоцентристская Navarra Suma, надеются получить целых два. 

На Канарских островах за два места в центральном парламенте поборется центристская Coalición Canaria (Канарская коалиция), которая является симбиозом нескольких регионалистских партий. 

Валенсийский левый умеренно-националистический блок Compomis вошел в коалицию с Más Pais, поэтому их голоса помогут этой молодой общеиспанской политический силе войти в парламент в составе нескольких депутатов, а представитель валенсийцев, скорее всего, станет одним из этих счастливчиков. 

Наконец, в Галисии, регионе с ярко выраженной культурной и языковой идентичностью, местная левая националистическая партия BNG (Блок галисийских националистов) несмотря на очень качественную предвыборную кампанию поборется за возможность отправить в Мадрид всего лишь одного своего представителя. 

Чего ждать?

Как бы то ни было, судя по той социологии, которую мы имеем, самая вероятная коалиция базируется на союзе между PSOE и Unidas Podemos при том, что им почти наверняка не хватит мандатов для создания самостоятельного большинства. 

Для восполнения недостающего количества мандатов, в эту коалицию скорее всего войдут депутаты из Más País, а также представители регионалистов и умеренных националистов. Но и этого может не хватить. Очень вероятным является тот вариант, когда для создания прогресистского большинства в подобном составе не хватит буквально одного или двух мандатов. В таком случае его участникам придется заручаться поддержкой одной или даже нескольких националистических партий. 

Большая удача для PSOE, если им вдруг удастся договорится с представителями баскских или галисийских националистов, но если нет, то придётся вести переговоры с каталонскими, здесь легко не отделаешься. В этом случае велика вероятность, что им придется что-то предложить в замен. Учитывая максимально высокие ставки в ситуации с Каталонией такими «подарками» может быть амнистия каталонских лидеров, получивших тюремные сроки за организацию референдума о независимости или даже гарантия проведения легитимного референдума о независимости в течение ближайших лет.

Такая коалиция могла бы не только иметь шансы на время заморозить или даже покончить с политическим кризисом в Каталонии, но также и провести ряд социальных реформ в духе «государства всеобщего благосостояния».

Альтернативой для PSOE мог бы быть резкий уклон в право и попытка договориться с Альбертом Риверой и его Ciudadanos о создании «проевропейской коалиции правых и левых» по примеру той, которая существует в Германии, но в этом случае социалисты почти наверняка обречены столкнутся с недопониманием со стороны многих своих избирателей, да и Ривера так много сил потратил на критику в адрес политической силы Педро Санчеса, что тоже рискует быть непонятым в своем лагере. 

Кроме того, их коалиции тоже обречена на проблему нехватки мандатов для самостоятельно большинства, но в этом случае идея решить ее с помощью представителей левых или сепаратистских партий обречена на провал, а мандатов регионалистов просто не хватит для достижения данной цели.

Правая коалиция, состоящая из PP, Vox и Сiudadanos, скорее всего обречена на провал так как вместе им вероятнее всего не хватит мандатов для самостоятельного большинства, а на поддержку от сепаратистов, по понятным причинам, рассчитывать не приходится. Они уже пообещали, что будут первыми, кто их запретит.

Популярные сообщения из этого блога

Коуту-Мишту: иберийское микрогосударство с 700-летней историей

Костел в Сантьяго-де-Рубиасе Сколько государств на Иберийском полуострове? Испания, Португалия, Андорра, микроскопическая часть Франции, Великобритания со своим Гибралтаром, кажется все. Но что, если я скажу вам, что в 19-ом веке их было на одно больше?  Сегодня я расскажу вам увлекательную историю о Коуту-Мишту - маленьком кусочке земли, принадлежавшем Португалии, и которому в течении восьми столетий удавалось по-началу сохранять широкое самоуправление, а затем и вовсе статус де-факто независимой территории.  Независимы «под шумок» Согласно одной из теорий происхождения его названия, «коуту» определяется как особый вид поселений, существовавший в средневековой Португалии, обладавших рядом привилегий и автономией, но при этом находившихся под защитой близлежащего замка. В свою очередь «мишту» с португальского переводится как «смешанный» или «поделенный между двумя», что вероятно относится к месторасположению данного коуту, указывая на его «буферный» характер. Изн

10 скрытых символов Испании

Устали от вездесущего фламенко, надоедливого гитарного боя, безобразия вина и тапасов в ленте вашего инстаграма или, быть может, от варварских традиций по типу корриды и прочих Сан-Ферминов? Не беда - Испания может быть другой! Каждому дана возможность открыть её по-своему. Вашему вниманию список из десяти символов, связанных с этой страной не меньше, чем вышеперечисленные понятия. Оливковое дерево Испания - мировой лидер по производству оливкового масла. Представьте сколько нужно оливковых деревьев, чтобы удовлетворить такой спрос. Поехав в одну из юго-восточных провинций страны, вы удивитесь насколько громадное пространство могут занимать эти плантации. Если говорить о национальном дереве или растении в целом, то в случае современной Испании это прежде всего оливера. Атлантический океан Каждый сезон туристы посещают Испанию с целью облюбовать её пляжи, расположенные на Средиземном море, но ведь в этой стране есть еще и океан. Около тысячи километров атлантического по